В XIX веке

Автор: Sevip on 11 Июнь 2015. Опубликовано: Другое "Туризм"

Несмотря на все изменения форм политической власти в течение революционной и пореволюционной эпох, поляризация территории продолжала усиливаться. Постоянное улучшение сети дорог и коммуникаций только способствовали её углублению.

Изобретение шотландца Мак Адама, придумавшего хитроумную технологию использования камней разной величины при строительстве дорог, сделало последние более пригодными для передвижения с повышенной скоростью. А с наступлением XX века «тармакадам» (гудрон) начинает использоваться повсеместно. После 1827 г., когда стараниями концессионных фирм, отношения которых с государством регулирует закон 1842 г., была построена первая железная дорога Андрезье-Сент-Этьенн, страна покрывается их плотной сетью. План Фресине, принятый парламентом в 1879 г., предусматривал строительство 17 000 км железных дорог, сеть которых должна была связать все без исключения населенные пункты в ранге подпрефектур нормальными, и практически все поселения-центры кантонов узкоколейными дорогами43. Самые глухие участки этой сети сохранились несмотря на полвека, пролетевшие с момента завершения реализации этого плана. Заброшенные железнодорожные пути и бывшие вокзальчики, переделанные в жилые дома, встречаются во Франции наших дней повсеместно, и имя им - легион.

При Наполеоне III развитие городов попадает под личную опеку императора. Под руководством префекта Османа происходит радикальное изменение пространственной организации Парижа, в особенности при разбивке широких бульваров и длинных, будто проведенных по линейке, проспектов, когда сносятся целые кварталы мелких улочек и узких кривых переулков. В размахе реорганизации другие крупные города не уступают столице. При этом во внимание принимается не только реализация мероприятий, направленных на стабилизацию общественного порядка для проведения прогнозируемой политики, но и соображения гигиены, навеянные представлениями англо-саксонского мира. Важным аспектом является обеспечение беспрепятственного проезда гужевого и общественного транспорта, развитие которого в эпоху Третьей республики мало-помалу набирает обороты. Вдоль новых улиц поднимаются красивые здания, расположение которых по прямой единой линии, их высота и внешний вид, контролируются, например, в Париже, городской Префектурой полиции. В эпоху Второй империи в столице воздвигается более 100 000 новых домов.

Одновременно с началом реализации крупномасштабных планов модернизации городского пространства, сформировавшегося ещё в Средние века, возникает движение по сохранению архитектурного и культурного наследия. Комиссия по охране исторических памятников, созданная в 1837 г. по инициативе Проспера Мериме, прилагает все усилия для сохранения целого ряда выдающихся зданий, вне зависимости от того, в каких районах они находятся и кому принадлежат, однако, вопросы юридического порядка ещё долго связывают руки государству в этой области.