Культ наследия прошлого

Автор: Sevip on 11 Июнь 2015. Опубликовано: Другое "Туризм"

Серая скука, разлившаяся по реконструированным или обновленным после войны районам (что означало снос старых кварталов и строительство на их месте новых, ориентированных на международный вкус, базирующийся на принципах Афинской хартии), экономический, социальный и эстетический кризис, охвативший пригороды почти сразу после их возведения, объясняют всё растущее пристрастие французов ко всему старинному, что сохранилось в городах, и, в более широком смысле, к любому наследию прошлого.

В течение тридцати лет около 80 кварталов, расположенных в центральных частях городов, были объявлены «заповедными зонами», первой из которых был Сарлат76. Процедура, не лишенная сложностей. Реализация её трудна, реставрационные работы, производимые под контролем Французского архитектурного контроля77, очень дороги и нередко чрезвычайно скрупулезны, однако, создаваемая таким образом дополнительная привлекательность городов очень ценится и французами, и иностранцами. Созданные ими видовые пейзажи даже стали золотой жилой для представителей туристического бизнеса.

На долгое время выпавшие из сферы внимания маклеров рынка недвижимости, все исторические центры городов, получившие официальный статус заповедных зон, пользуются сегодня большим спросом, даже если в таких городах, как Лион, Бордо, Монпелье или Тулуза цены на жильё ещё не достигли уровня богатых предместий. В Париже, напротив, апартаменты на некоторых центральных улицах (например, на улицах Якоба, Де Греннель, Университета, на авеню Фоша) стоят гораздо больше, чем в самых дорогих пригородах (Лё Везине, Версаль, Сан-Жермен-ан - Ле). Квартал Мобер, в пятидесятые годы предназначенный на снос по санитарно-гигиеническим причинам, является сегодня популярным местом жительства для артистов, политиков, банкиров, высших государственных чиновников. Он повторил судьбу района Иль-Сан-Луи, бывшем пионером в этой области до войны и в начале пятидесятых.

Эта страсть французов к наследию прошлого выражается во многих формах. По всей стране пышно цветут музеи местных народных традиций и родной природы, проводятся многочисленные ярмарки антиквариата, возрождаются старинные праздники и фестивали музыки прошедших эпох, действуют школы по изучению региональных диалектов, а знаменитые, увенчанные звездами мастера кухни принимают активное участие в возрождении типичных для данной «местности» блюд и продуктов. Несметное количество ассоциаций борется за сохранение старинных зданий, традиционных ландшафтов и иных объектов прошлого, находящихся под угрозой уничтожения современной цивилизацией.

Непреходящее ссорит древность и современность: именно в тот момент, когда наследие прошлого казалось окончательно поглощенным и навсегда исчезнувшим, оно возродилось из пепла в более или менее искусственных формах.